НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / В машиностроительном производстве зафиксирован неожиданный рост
По оценке экспертов РИА Рейтинг, в первом квартале 2014 года суммарное производство в трех машиностроительных отраслях увеличилось по сравнению с тем же периодом прошлого года на 0.5%. По итогам первого полугодия рост составил 3.6%. В июле — 12%, что стало двухлетним максимумом.
Машиностроение считается одной из промышленных отраслей, наиболее чувствительных к изменениям инвестиционного климата. Следовательно в сложный для экономики период спад инвестиций обозначал одновременный или даже преждевременный спад производства в машиностроении. В 2014 году эта закономерность нарушена, поскольку инвестиции в основной капитал, согласно официальной статистике, падают, в то время как объемы машиностроительного производства растут.
Аналитики называют источником данного роста события на Украине, из-за которых резко сократился импорт железнодорожной техники, соответственно выросло производство аналогичной продукции в России. Так, по итогам полугодия выпуск грузовых вагонов в стране вырос на 12.5%. При этом импорт украинских вагонов сократился почти в пять раз.
При этом, эксперты РИА Рейтинг предостерегают от переоценки "украинского" фактора. Из двенадцати подотраслей машиностроения по классификации Росстата, рост производства в первом полугодии наблюдался лишь в двух: в "производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи" (+14.2%) и в "производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств" (+30.7%). Доля первой подотрасли в общем объеме машиностроительного производства невелика, следовательно, основной прирост обеспечила вторая подотрасль, в которую наряду с космическим машиностроением, авиастроением и судостроением входит и железнодорожное машиностроение.
Однако в целом по данным РИА Рейтинг, рост производства в железнодорожном машиностроении был в первом полугодии сравнительно небольшим — около 5%. Активное наращивание производства вагонов было нивелировано спадом в производстве локомотивов. Следовательно, существенный вклад в растущий тренд в этой подотрасли и во всем машиностроительном комплексе может быть отнесен не только на вагоностроение, а также на производителей самолетов, кораблей и космических аппаратов.
В целом наблюдаемый рост машиностроительного производства непропорционален. В десяти подотраслях из двенадцати наблюдался спад. В том числе в производстве большей части техники инвестиционного назначения — станков, металлургического оборудования, крупного энергетического оборудования, грузовых автомобилей, тракторов и др. В 2014 году также зафиксирован спад в производстве машиностроительной продукции, предназначенной для потребительского рынка, что связано с ухудшением динамики кредитования физических лиц.
В оставшиеся месяцы текущего года спрос на технику инвестиционного назначения может активизироваться за счет реализации инфраструктурных госпроектов. Хотя в четвертом квартале в машиностроении начинает действовать фактор высокой базы, что будет сдерживать дальнейший рост. Тем не менее, учитывая динамику первого полугодия, эксперты РИА Рейтинг повысили свой прогноз по росту производства в машиностроительном комплексе по итогам 2014 года с 1% до 2%.
Источник: Портал машиностроения