НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Нашествие "умных" вещей
В настоящее время производители все чаще начинают говорить об интернете вещей (Internet of Things, IoT). Подключать к интернету все – от домашней техники до целых «умных» городов – позволяет скоростной мобильный доступ, а повальное распространение смартфонов, становящихся пультом управления умными вещами, облегчает общение.
Так, в новой линейке бытовой техники от одного из лидеров отрасли Redmont: утюг, чайник, мультиварка, обогреватель, напольные и кухонные весы, которыми можно управлять со смартфона из любой точки мира через специальное приложение. Пилотным рынком для стала Россия, где эта домашняя техника уже продается.
Еще на заре эпохи интернет-вещей в 2011 г. компании «Техносерв» и «Акадо телеком» создали для Московской объединенной энергетической компании (МОЭК) систему, позволяющую удаленно, через интернет, снимать показания о расходе тепловой энергии в жилых домах Москвы. Такие счетчики установлены на 23 000 объектов МОЭК. При этом из точек без фиксированного интернета данные передаются по сотовому каналу. По словам энергетиков, система позволяет быстро узнавать о сбоях в теплоснабжении и прогнозировать возможные поломки.
И бытовая техника, и проект МОЭК, несмотря на колоссальную разницу в масштабах и потребительской аудитории, - все это интернет вещей. Возможно, в силу такого разнообразия умных вещей и связанных с ними услуг IDC оценила мировой рынок IoT в $665,8 млрд. По ее прогнозу, в ближайшую пятилетку он ежегодно будет расти в среднем на 16,9% и к 2020 г. достигнет $1,7 трлн.
К 2020 г. количество умных устройств утроится и достигнет 50 млрд, прогнозирует эксперт – глобальный руководитель по развитию стратегии Cisco в области интернета вещей Мэтью Смит. С 2008 г. количество подключенных устройств увеличилось с 7 млрд до почти 16 млрд. По прогнозу эксперта, например, в частном секторе благодаря IoT повысится эффективность использования активов (выгода составит $2,4 трлн) и логистики поставок ($2,7 трлн), а также улучшится качество обслуживания заказчиков ($3,7 трлн). В России же, говорит Смит, по самым консервативным оценкам, выгода от внедрения технологий всеобъемлющего интернета может достичь $200 млрд.
Однако в целом аналитики, производители оборудования, а также сотовые операторы затрудяются оценить российский рынок интернета вещей. Пока доступны лишь оценки количества подключенных к нему устройств. Многое будет зависеть от секторов экономики, которые выявят для себя наибольшие возможности. Так, сейчас к интернету вещей проявляют интерес производители портативной электроники, например, используют его разработчики фитнес-трекеров Jawbone, Fitbit и др.; стоят они также в смарт-часах Samsung Gear.
Другой сегмент развития – автопром. В январе 2015 г. Cadillac представил концепт-кар, который по смартфону, подключенному к его развлекательной системе, определяет профиль водителя – регулирует зеркала, включает комфортный режим климат-контроля, любимую музыку. А специальная система коммуникаций между машинами, которую разрабатывает Bosch, позволяет им «предупреждать» друг друга о гололеде или дорожных работах: получив это «сообщение», умные автомобили, едущие следом, успеют снизить скорость.
Автомобильные решения продолжаются в сфере решений для умного города. Это могут быть, например, решения для парковочных комплексов. Такой основной сегмент интернета вещей, как M2M-сервисы (machine-to-machine; устройства с sim-картами, использующие мобильную связь для передачи данных автоматизированным платформам), также может иметь хорошие перспективы на российском рынке. Например, по данным МТС за 2014 год продано 2,9 млн sim-карт для межмашинных соединений. Около 43% M2M sim-карт оператора используется для мониторинга транспорта, в том числе в сигнализациях и системах умного страхования, около 23% рынка приходится на автоматические счетчики, установленные на предприятиях ЖКХ.
Источник: технопортал ИКС-медиа, Ведомости