НОВОСТИ ЭКОНОМИКИ / Минфин предложил новые бюджетные правила
Новые бюджетные правила, разрабатываемые Минфином, предусматривают изъятие нефтяных доходов при цене свыше $50/барр. Правила, как считает министр финансов РФ Антон Силуанов, должны учитывать новую ситуацию на рынках нефти и газа.
Ориентир в $50 поддержит реальный курс рубля около уровня, обеспечивающего конкурентоспособность торгуемых отраслей экономики, так как избыточный приток валюты будет частично изыматься через покупки, говорит замминистра финансов Максим Орешкин.
На 2016 г. бюджетные правила были приостановлены, и сам бюджет подготовлен только на год, в отличие от обычных трех. Бюджет-2016 рассчитан исходя из прогнозируемой Минэкономразвития цены нефти как раз в $50 с дефицитом в 3% ВВП. Изъятие из бюджета доходов сверх $50 может потребовать существенного пересмотра обязательств в ближайшие годы, но пока новая планка должна служить скорее ориентиром для снижения дефицита, а в будущем – ограничить госрасходы ростом ненефтегазовых доходов.
Чтобы сбалансировать бюджет-2017 при $50, нужна консолидация на 3% ВВП, за один год это сделать нереально, признает Орешкин. Если ситуация сложится как в прогнозе, то в течение 2016 г. будут потрачены две трети резервного фонда, и к началу 2017 г. в нем останется 1 трлн руб., отметил Силуанов. Есть риски, что бюджет в 2016 г. не досчитается около 1 трлн руб. доходов – сейчас цена барреля российского сорта Urals около $41, напомнил министр. Если не принять новое правило, то резервы быстро исчерпаются и придется переходить к эмиссионному финансированию дефицита, предупреждал он ранее.
После 2016 г. остается два варианта – печатать деньги или снижать дефицит, говорит Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ: «Дефицит 2017 г. ограничен остатками резервного фонда, плюс, может быть, около 600 млрд руб. займем, а на 2018 г., если не трогать ФНБ, займы в 1% ВВП – вот все наши возможности».
Изъятие нефтедоходов сверх зафиксированной цены повторяет первый вариант бюджетного правила от 2004 г., когда был создан стабфонд. Планка в $20 продержалась
всего два года и была повышена до $27. С 2008 г. бюджет перешел на правило нефтегазового трансферта – объема нефтедоходов, которые можно тратить (с 6,1% ВВП он должен был сократиться до 3,7%), остальные предназначались для разделенного надвое стабфонда: резервного фонда и ФНБ. Но правило не проработало и года: из-за кризиса резервы пришлось тратить. С 2013 г. ввели новое правило, взяв в качестве ориентира среднюю цену нефти за несколько лет и ограничив дефицит 1% ВВП. Но и это правило вскоре пришлось проигнорировать: бюджет-2015 был утвержден при цене $96, а она упала почти вдвое, и весной бюджет пришлось переверстывать, проводить 10%-ный секвестр госпрограмм.
Механизм средней за несколько лет цены оказался неэффективным, заключает Орешкин: «Циклы на нефтяном рынке достаточно длинные, и мы, получается, фиксировали цену на высокой фазе цикла. Но прежде чем говорить о более высокой цене, надо накопить достаточный объем резервов, а у нас их нет».