НОВОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ/ Итоги развития за 2016 год
После нескольких лет падения в 2016 году наметился незначительный рост промышленности в России. По итогам 2016 года он составил 3,2% по сравнению с предыдущим. Промышленное производство в России уверенно выходит на траекторию роста. В 2017 году точками роста станут химическая и текстильная промышленность, а также машиностроение. В Минпромторге считают, что рост производства по итогам года может составить 2%.
Продажа «золотого» месторождения
Аукцион на право добычи золота на крупнейшем в России неразработанном золоторудном месторождение в России Сухой Лог пройдет в 2017 году. 2 декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о порядке проведения аукциона. Площадь участка составляет 7,94 кв. км, стартовый платеж утвержден в 8,55 млрд руб.
Претендентами на месторождения стали два СП — «СЛ Золото» (совместное предприятие «Ростеха» и «Полюса» Саида Керимова) и «Золото Бодайбо», созданное структурой ВТБ и Ибрагимом Паланкоевым. Оба претендента уже подали заявки на участие в аукционе.
Месторождение Сухой Лог находится в Бодайбинском районе Иркутской области, было открыто в 1961 году. На Сухой Лог приходится до 28% всех запасов золота в России. Капитальные затраты на его освоение оцениваются в 90–100 млрд руб.
Новый президент «АвтоВАЗа»
Новым президентом «АвтоВАЗа» в марте стал Николя Мор. Представитель крупнейшего акционера «АвтоВАЗа» — альянса Renault-Nissan, Мор ранее возглавлял румынский автоконцерн Dacia, входящий в Renault. На своем посту он сменил досрочно отправленного в отставку Бу Андерссона, критика в адрес которого стала нарастать после cокращения объемов работы с российскими поставщиками в пользу иностранных. Точка в его карьере на «АвтоВАЗе» была поставлена после публикации автопроизводителем финансового отчета за 2015 год, в котором был отражен троекратный рост чистого убытка «АвтоВАЗа» в размере 73,85 млрд руб.
Основные задачи, поставленные перед Мором, — это повышение локализации производства Lada и вывод компании из финансовых затруднений. По словам Мора, это можно сделать лишь через два года. К процессу подключились акционеры — в сентябре 2016 года утвержден план рекапитализации «АвтоВАЗа» на 85 млрд руб. На ее первом этапе Renault инвестирует в предприятие до 25 млрд руб. — для этого проведен дополнительный выпуск акций, по итогам которого размещены 2,9 млрд акций и привлечено 26,14 млрд руб. Второй этап рекапитализации начнется в начале 2017 года и предполагает конвертацию долга перед «Ростехом» на 51 млрд руб. и перед Renault на 34 млрд руб. в акции «АвтоВАЗа». Он должен завершиться до июля 2017 года.
Mercedes припаркуется в Подмосковье
Немецкий автоконцерн Daimler намерен построить завод по производству автомобилей Mercedes-Benz в Солнечногорском районе Подмосковья, рассказали RNS в начале июня несколько источников, знакомых с ситуацией. Подрядчика для строительства завода Mercedes-Benz намерен найти через конкурс, а построить завод в 2019 году.
Объем производства на новом заводе обсуждается на уровне 25–30 тыс. автомобилей в год, а инвестиции в строительство завода могут составить €300 млн. По словам Дениса Мантурова, речь идет о премиальных внедорожниках.
Партнером Daimler на основе соглашения о промсборке станет КамАЗ, в котором у немецкой компании 15%. Но инвестиций со стороны крупнейшего российского производители грузовиков не предполагается.
Альянс Renault-Nissan пополнился Mitsubishi
Nissan Motor в октябре 2016 года завершил сделку по покупке 34% Mitsubishi Motors Corporation (MMC), став ее крупнейшим акционером. Nissan выкупила допэмиссию MMC на 237 млрд японских иен ($2,3 млрд). Так MMC присоединился к альянсу Renault-Nissan, совокупные продажи трех корпораций в 2016 финансовом году должны составить 10 млн штук, рассчитывает глава альянса Карлос Гон.
О сделке стороны объявили раньше — через месяц после того, как в апреле 2016 года MMC призналась в манипулировании показателями расхода топлива с 1991 года. Оказалось, что это коснулось 625 тыс. проданных автомобилей. Глава корпорации Тецуро Аикава ушел в отставку, MMC прогнозировала получение убытка по итогам 2016 финансового года на уровне 145 млрд иен ($1,38 млрд). Тогда восстанавливать доверие к показателям расхода топлива вызвался Карлос Гон. Он после сделки стал председателем совета директоров MMC.
По подсчетам Bloomberg, в результате объединения создан четвертый в мире автоконцерн, уступающий лишь Toyota Motor, Volkswagen и General Motors.
Российские металлурги попали под демпинг
4 августа Еврокомиссия определила окончательный размер антидемпинговых пошлин на российскую холоднокатаную сталь, которые будут действовать в течение пяти лет. Для ММК пошлина составила 18,7%, для «Северстали» — 34%, Новолипецкого металлургического комбината и других российских производителей — 36,1%.
Усилия российских стальных переговорщиков не увенчались успехом — они заявили, что расследование Еврокомиссии было предвзятым и проведено с «многочисленными нарушениями». Компании заявили о намерении обжаловать решение Еврокомиссии в судах.
В целом экономические итоги 2016 года на фоне геополитических процессов последних лет и мировой конъюнктуры цен на сырьевые товары можно признать вполне удовлетворительными. Несмотря на падение цен на нефть, снижение ВВП по итогам года составит 0,5-0,6% против 3,7% в 2015 году, инфляция достигнет исторического минимума в 5,5-5,6% против 12,9% в 2015 году, а в самой экономике в конце года наметились некоторые признаки оживления инвестиционного спроса и промышленного производства.
С 2014 года специалисты фиксировали сокращение объемов выпуска российской промышленной продукции. Это объяснялось падением спроса на отечественном рынке. Однако в нынешнем году в Министерстве промышленности и торговли полагают, что промышленный комплекс РФ продемонстрирует рост на уровне 2%, при этом по некоторым отраслям показатель достигнет 4%.
Источник: ИА «Rambler News Service (RNS)»